В Твери 24 марта прошли слухи, что на старом заброшенном кладбище на левом берегу Волги, на улице Кропоткина, могут начаться земляные работы — сюда привезли множество бытовок для размещения людей. По словам архитектора Валерия Курочкина, копать в данном месте нельзя. Он считает, что в старину на этом месте хоронили тех, кто умер от холеры и моровой язвы.
Корреспондент «ТОП Тверь» решили своими глазами увидеть, что же все-таки происходит на старом кладбище.
«Вам лучше к батюшке»
Проехав по дороге, которая проходит в пойме Волги рядом с Восточным мостом, останавливаемся у новой деревянной церкви. Рядом с ней металлическая табличка с надписью: «Братья и сестры! Вы находитесь на территории всероссийской святыни – это место первоначального захоронения архиепископа Тверского Фаддея, убитого большевиками 31.12.1937 года в тюрьме, что на площади Гагарина». В честь священномученика Фаддея и строится храм-часовня. К слову, вопрос о разрешении в данном месте капитального строительства, тоже открыт.
В нескольких метрах от церкви, действительно, стоят бытовки рабочих на сваях. Заходим в одну из них. Молодого мужчину за компьютером мы явно застали врасплох.
— Здравствуйте. А что вы здесь строите?
— Церковь в честь… эээ… Михаила Тверского. Тьфу, то есть Фаддея.
— А раскапывать на этом месте не собираетесь? Говорят, тут хоронили людей с холерой. Опасное дело.
— Да нет… А вообще, вам лучше к батюшке, но он вроде в воскресенье будет. И вообще, я плохой рассказчик. У ребят спросите вон в том вагончике.
«Вон в том вагончике» нам отвечают просто: «Нет, ничего копать не собираемся. Кровельные работы проводим. Начали два дня назад. Закончим, наверное, через пару месяцев».
— А что за строительная организация у вас? Откуда вы?
— Организацией это, пожалуй, не назовешь, — отвечает бородатый мужчина, сам напоминающий священника. – Частные лица. И не думаю, что сделаем хуже, чем какая-нибудь компания. Мы из разных городов. Я, например, из Питера, напарник мой – из Москвы.
Никакой техники для земляных работ действительно не видно. Но есть земляные отвалы, на площадке рядом с церковью валяются доски. А что касается кровли, то она на храме уже есть. Постоянная.
Сирень и свалка
Сейчас бывшее кладбище, где когда-то стоял храм Божией Матери «Неопалимой Купины», в полном запустении. Да и кладбища, по сути, нет, в густых кустах сирени кое-где встречаются старинные каменные надгробия. Говорят, здесь очень красиво в мае, когда цветет сирень. Многие даже гуляют в этих местах и устраивают фотосессии. Место атмосферное.
Сейчас, правда, все вокруг выглядит не очень привлекательно: сирень еще не распустилась, хотя старые кусты действительно на каждом шагу, мусора тоже хватает — рядом с кладбищем устроили целую свалку бытовых отходов.
В сухой траве и среди кустарников видим старые могильные плиты. Нередко – просто их обломки. Надписи, если они и были, прочесть уже невозможно, ведь многим памятникам более века. Где-то здесь похоронен и небезызвестный в свое время поэт Серебряного века Аполлон Коринфский (имя и фамилия настоящие). Говорят, в 1970-е его могилу еще можно было найти, но сейчас она утрачена.
— Само кладбище открыли еще при Екатерине II, — рассказывает известный тверской краевед Павел Иванов. — После знаменитой московской эпидемии чумы, которая потрясла императрицу, было приказано закрыть в городах кладбища при приходских церквях и хоронить на новых местах, на некотором расстоянии от городской застройки. С этого момента и существует кладбище. В первой половине XIX века построили церковь. Но то, что там хоронили умерших от моровой язвы, холеры или чумы, никак не подтверждается открытыми источниками, доступными исследователям. Возможно, есть какая-то секретная медицинская карта. Но я с ней незнаком.
Пробираясь сквозь разросшиеся кусты сирени, мы неожиданно выходим на расчищенную площадку на холме. В центре – высокий крест. В основании табличка: «Священникам храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», стоявшего на месте сем с 1841 по 1941 годы, были: Илия Громогласов, Илия Бенеманский, Николай Маслов». Все трое – священномученики. Громогласова и Бенеманского расстреляли в 1937 году, Маслов умер в лагере. На этом пригорке и стояла церковь.
При всей своей неухоженности, место это мрачным не выглядит. Расчистить, привести в порядок сохранившиеся надгробия – будет совсем хорошо. И думаешь здесь не о холере с язвой, а о том, как часто мы уничтожаем то, что сами и создаем.
Добавим, что ряд исследователей категорически не согласны ни с холерой, ни с чумой на этом месте и призывают не распространять неверные слухи.
— Повторяю — в открытых источниках такой информации нет, — продолжает Павел Иванов. — Если говорить об эпидемиях в целом, то они регулярно случались в Средневековье. Средневековые моровые кладбища по всему городу, у нас под ногами. Мы никогда не узнаем, где — документы утрачены. Что касается холеры, то она была в 1831 году. Для умерших отвели специальное место за Московской заставой. Там похоронено несколько сотен человек. Эпидемии позднее были в городе неоднократно, но уже не такие страшные.
Впрочем, у археолога-реставратора Валерия Курочкина свое мнение на этот счет. Прокомментировала ситуацию и администрация Твери.
Сообщение В Твери выяснили, что происходит на старом «кладбище с холерой» появились сначала на Тверской Областной Портал.